- Сергей, на вас надета косуха – это непременный атрибут байкеров?
- Это не косуха. Просто кожаная куртка с защитой. Когда ездишь на мотоцикле, а сюда я тоже приехал на мотоцикле, защиту нужно надевать. На улице достаточно холодно, поэтому приходится ездить в коже.
- А какая защита необходима обязательно?
- Защиты мало не бывает. Это первый принцип.
- А минимум?
- Он же и максимум. Обязательно шлем, перчатки, мотоботы, куртка с защитой или же панцирь, так называемая «черепаха», ну и колени.
- Сергей, погода постепенно перестает радовать нас теплом и солнышком. Сколько еще можно кататься ? Когда закрытие сезона?
- С каждым сезоном складывается ощущение, что ездим все дольше и дольше. Раньше мы закрывались в сентябре. Потом в октябре. Некоторые и до Нового года умудряются кататься. Но это уже небезопасно. Самые стойкие мотоциклисты ездят до первого снега. А вообще опасно выезжать на дорогу, когда температура уже ниже +10.
- С чем это связано?
- Даже производители резины говорят, что если температура воздуха 7-8 градусов, это уже повод переобуваться на зимнюю резину. При низкой температуре сцепление резины с асфальтом ухудшается во много раз. Для мотоцикла это опасно, так как он не настолько устойчив, как автомобиль. Если на улице 7-8 градусов тепла, и навыков вождения недостаточно, то есть повод задуматься о зимовке.
- Автомобилисты при этой температуре меняют шины на зимние. Мы собрались поговорить о том, как подготовить мотоцикл к зимнему сезону. Что с ним сделать, чтобы он завелся по весне?
- В средней полосе у мотоциклистов много времени для этого. Когда наступают холода, начинаешь задумываться, чтобы такого сделать. Если бы мы ездили здесь круглый сезон, как в Испании или во Франции, то таких вопросов и не возникало бы. Чем дольше межсезонье, тем больше хочется что-то сделать. Есть необходимый минимум. Мы ставим мотоцикл на консервацию на 4-5 месяцев. Во-первых, необходимо, чтобы бензин, залитый в бак осенью, не превратился к весне в негорючую жижу. Бывали случаи, когда не очень качественный бензин к весне переставал гореть, мотоцикл не заводился. Для того, чтобы это не произошло, надо добавить в бак специальные стабилизаторы топлива, которые продаются в любом магазине запчастей. В таком случае бензин не будет распадаться на фракции и проблем с запуском двигателя быть не должно.
- Не проще на зиму его слить?
- Если его слить, то в бак станет пустым, а он внутри не крашеный. При колебаниях температуры начинает конденсироваться влага на стенках и возникает ржавчина.
- То есть бензин в баке на зиму нужен?
- Самое неприятное – переход нуля. В нашей полосе зимой не всегда -20-30 градусов, а постоянно что-то около нуля, температура днем может быть +1, а ночью -5. Во время перехода нуля влага где-то замерзает, потом начинает испаряться, начинают происходить коррозийные процессы и разрушение особенно резиновых деталей, которые соприкасаются с влагой. Следовательно лучше хранить мотоцикл либо в теплом гараже, где нет таких перепадов, либо его хорошо консервировать.
- Многие мотосервисы предлагают сдавать на хранение мотоцикл к ним?
- Они и раньше предлагали. Если нет возможности хранить его у себя в гараже (а о хранении на улице под открытым небом не может быть и речи), то это вариант. Но при этом, когда вы оставляете свой мотоцикл, лучше заключить какой-то договор о хранении, чтобы была бумажка, что вы его отдали. Случаи бывают разные. Может быть и пожар, и воровство.
- Дорогое удовольствие – хранение?
- Не знаю, сколько стоит. Может быть, 200 грн в месяц.
- Стоит ли консервировать новые мотоциклы? И что это такое – консервация?
- Мы уже поговорили о топливе. Заливаем полный бак бензина, добавляем туда стабилизатор. У чопперов много хромированных блестящих деталей. Есть пластиковые, резиновые детали. Они подвержены коррозии и высыханию. Возьмем, к примеру, вилку мотоцикла. Там голое железо, которое может заржаветь. Всякие железяки, хромированные детали можно просто побрызгать чем-то типа WD-40, любой смазкой на основе силикона или керосина. Такую смазку потом будет потом легко стереть. Особенно керосиновую. Силикон по весне будет тяжело смывать. Также стоит смазать детали, и этого будет достаточно. И конечно отключить аккумулятор. Особенно на современных мотоциклах есть встроенный иммобилайзер, который потребляет энергию на часы или еще что-нибудь. Если аккумулятор не очень свежий, то за зиму он может разрядиться. В этом разница между новым и не новым мотоциклом. На новом мотоцикле его нужно отключить обязательно. На старом я бы тоже рекомендовал аккумулятор просто снять.
- Колеса и шины тоже находятся под воздействием внешних факторов?
- Они не вечные. Моторезина тоже высыхает. Когда хранят резину, не надетую на диски, ее заворачивают в стретч-пленку, чтобы она не сохла. Потом резина, которую мы применяем на мотоцикле, не должна использоваться годами. Если мы активно ездим, то за сезон может быть по два-три комплекта колес. Поэтому нет смысла ее чем-то намазывать, а потом не знать, как эту смазку с резины снять. С резиной ничего не будет. И ее можно оставить так, как есть. А если вы купили про запас резину, то лучшее ее обернуть пленкой.
- Стоит ли зимой приходить к своему любимому коню и заводить его?
- Это уже вопрос любви. Естественно, захочется пойти посмотреть, как он там. Однако если вы отдали мотоцикл на хранение в сервис, то такой возможности вы будете лишены. Там их накрывают и ставят плотными рядами.
- Сергей,как можно лечить проблему отсутствия возможности ездить на мотоцикле в зимнее время? Может, треки какие-то организованы?
- Зимой ездить можно. Если мы говорим о мотоциклах для асфальта, то это одно дело. Зимой у нас снег, слякоть, холодно. По дорогам общего пользования ездить не нужно. Но есть такие мотоциклы как эндуро. Сейчас они становятся очень популярными. Люди покупают и за зимой не скучают. Выезжают в леса, в поля, там тренируются. Эндуро – это мотоцикл двойного назначения, который предназначен и для езды по асфальту, и по бездорожью. Как правило, это легкий мотоцикл, на котором можно ездить по грязи, по пролеску, по полям. Его не жалко уронить. У него большие колеса и хода подвески. Это один вариант – для тех, кто хочет здесь каждые выходные куда-нибудь выезжать. Проводятся даже зимние фестивали. Раньше был один фестиваль в России «Сноудогс», а в Германии «Элефант Треффен», куда приезжали люди на мотоциклах. А сейчас в России уже два-три таких феста точно есть. Много людей катается самостоятельно. А если брать мир в общем, но на Земле много мест, где в это время тепло. Мы с нашей мотошколой постоянно выезжаем за границу, по два-три раза за зиму. В ноябре поедем в Таиланд. На Новый год – на Кипр. Потом опять в Таиланд.
- Как вы туда добираетесь?
- Прилетаем и там берем мотоциклы напрокат.
- Дорогое удовольствие?
- Относительно.
- Сергей, нужно ли его в разобранном виде консервировать? Или можно на полочках оставить?
- Чем дольше он у вас будет лежать разобранным, тем меньше шансов его потом собрать обратно. Лучше сразу соберите. Потом трудно будет достать недостающие детали. Или лишние появятся. Такое бывает.
- Много людей сейчас занимается в вашей школе?
- Есть такие. Весной, конечно, совсем другое дело. Но и сейчас люди занимаются. Тема популярная.
- Стали ли сейчас люди чаще пересаживаться на мотоциклы?
- Чаще, намного.
- С чем это связано?
- Десять лет назад не каждый мог себе позволить купить дорогой мотоцикл. Цены нового мотоцикла и нормальной машины были сопоставимы. Сейчас такая возможность появилась. Люди, которые 10-15 лет назад ездили на маленьких мотоциклах или мечтали о них, сейчас могут их купить. Это для многих мечта детства. Таких людей приходит много. Вторая причина – пробки, а мотоцикл - хорошее средство для лечения. И просто удовольствие. Один купил, второй купил, образовалась компания. Третий посмотрел: а почему я не там? Тоже захотелось. Люди приходят, спрашивают: не мечтал, не думал, но вот сосед на дачу приехал, и все. Так они становятся мотоциклистами. Мало кто потом с этой темы слезает.
- Девушек много сейчас ходит заниматься?
- Статистику не вел. Наверное, где-то треть. Очень много.
- Сергей, существуют ли сейчас гонки на мотоциклах по льду? Как сейчас обстоит дело с мотоциклами с коляской? Популярны ли они сейчас в мире?
- По поводу спидвея. Я не представитель этого вида спорта, но он существует. В последние годы наши команды занимают первые места в мировом первенстве по спидвею. Есть тренировочные базы, люди ездят. Хотя этот вид спорта не столь популярен, как раньше. Что касается мотоциклов с коляской. Раньше, когда у народа не было возможности купить машину, мотоцикл с коляской был средством транспорта. Сейчас это больше фан. Не знаю, делают ли их у нас сейчас. В мире есть очень много ателье, которые делают такие коляски. Но это просто произведения искусства и стоят они очень дорого. Те, кто любят зимой у нас поездить, в том числе и на фестивалях, ставят для устойчивости коляску. Раньше были «явовские» коляски «Велорекс», очень хорошие. Многие оборудуют ее, ставят дополнительно отопление, подцепляют к современному японскому мотоциклу и ездят. Тема популярна среди узкого круга.
- Напоследок хотелось бы суммировать все советы для мотоциклистов по поводу зимы?
- Мотоцикл желательно ставить в теплом месте. Если это сервис – условия понятны. Если возможности такой нет, сейчас несколько мотоциклистов объединяются, снимают теплый бокс в многоярусной парковке, четыре-пять мотоциклов оставляют там. Выходит недорого. Прежде чем ставить на зимовку, его лучше помыть, побрызгать жидкостями типа ВД-40, снять аккумулятор и залить полный бак бензина со стабилизатором топлива. А дальше – приходить, смотреть на него или заводить – это уже личное дело каждого.
|